Поиск
| ||
| ||
Статьи и обзоры |
Положительный клиентский опыт, как путь к успеху
09.10.2024
Статья предоставлена пресс-службой компании QSOFT Опыт эффективной трансформации пользовательского опыта в Альфа-Банке В условиях высокой конкуренции в e-commerce одна из основных задач бизнеса — оставить клиента в контакте с брендом как можно дольше. Для этого необходимы удобные интерфейсы и продуманные пользовательские сценарии. Как сделать клиентский путь быстрым, понятным и приятным, обсудили head of E-commerce QSOFT Катерина Грог и ex-директор по UX/UI в Альфа-Банке и VK Юрий Солодовников.Как осуществить эффективную цифровую трансформацию пользовательского опыта с помощью UX/UI-исследований? Как собрать исследовательскую команду с нуля и что делать потом? С чего начинать небольшому бизнесу? Об этом и многом другом поговорили в подкасте QSOFT E-comm 4.0. Катерина Грог: Что в твоем понимании цифровая трансформация клиентского опыта? Юрий Солодовников: Расскажу на примере Альфа-Банка. В конце 2018 года в компании начался новый этап активной цифровизации. В первую очередь это создание «безбумажного» банка, где до 90% услуг клиент может получить через мобильное приложение или сайт. Задачей моей команды было сделать переход в цифру быстрым и удобным для пользователей. Катерина Грог: С чего начался исследовательский путь твоей команды в Альфа-Банке? Юрий Солодовников: В 2019 году мы столкнулись с необходимостью восстановить культуру UX-исследований, которая была утрачена. С полутора человек мы увеличили штат до 60, что позволило охватить все направления исследований. На начальных этапах мы также использовали внешних подрядчиков для нестандартных задач, например, распознавания эмоций. Эта технология от компании Sense Machine, изначально предназначенная для рекламы и игр, помогла оценить, какие эмоции вызывает у клиентов интерфейс мобильного банка на разных этапах взаимодействия. Это было важно для выбора между старыми и новыми версиями продукта. Так мы смогли принять обоснованное решение о релизе новой версии, основываясь на реальных данных о пользовательских эмоциях. Катерина Грог: При обновлении приложений компании часто опасаются, что значительные изменения негативно скажутся на конверсии и вызовут недовольство пользователей. Как вы работали с этим? Юрий Солодовников: Для минимизации этих рисков важно проводить тщательные исследования аудитории на этапе подготовки к релизу. Один из подходов — сохранить неизменным пользовательский сценарий и структуру интерфейса, меняя только визуальные элементы. Это позволяет пользователям не терять привычный опыт, даже если дизайн становится более современным. В Альфа-Банке, например, перед запуском новой версии приложения мы провели несколько дизайн-спринтов и тестирований, чтобы убедиться в отсутствии негативной реакции пользователей на изменения. Мы также поэтапно раскатывали обновления, начиная с ограниченной аудитории и постепенно расширяя доступ. Так мы собирали отзывы и вносили коррективы до полного релиза. Катерина Грог: Ограничиваются ли UI/UX-исследования только цифровыми интерфейсами, такими как мобильные приложения и сайты? Ведь пользовательский опыт охватывает весь процесс взаимодействия клиента с продуктом или услугой, в том числе в оффлайне, например, через банкоматы и рекламу. Юрий Солодовников: Для более широкого понимания следует использовать термин Client Experience (клиентский опыт), который включает в себя UX и рассматривает все точки касания клиента с брендом. Исследования должны начинаться на ранних этапах, еще до появления интерфейса, чтобы понять потребности и восприятие клиента. Например, в Alfa Research Center исследователи фиксируют на камеры, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом продуктов и различными устройствами, например, банкоматом. Затем они анализируют, на какие кнопки смотрят клиенты и как быстро принимают решения. Это позволяет выявить, насколько интуитивно понятен интерфейс и где могут возникнуть трудности. Катерина Грог: Многие компании ошибочно полагают, что им необходим редизайн сайта или приложения, фокусируясь на визуальной привлекательности и не учитывая привычки и поведение пользователей. Что посоветуешь в таких случаях? Юрий Солодовников: Прежде чем менять пользовательский сценарий, важно понять изначальное взаимодействие клиентов с продуктом и определить проблему. Если конверсия высокая, а пользователи легко ориентируются, кардинальные изменения дизайна могут и не потребоваться. Катерина Грог: С чего начинать цифровую трансформацию небольшому бизнесу? Юрий Солодовников: Важно сначала понять текущие процессы и узкие места внутри компании. Это можно сделать самостоятельно или привлечь внешних консультантов для аудита. При этом воспринимать их надо не как конкурентов, а как союзников. Аудиторы могут помочь донести хорошие идеи и предложения сотрудников до руководства. Бывает так: в компании уже есть бизнес-аналитик, который проделал большую работу по выявлению точек роста, но его экспертиза руководством не признается. В таком случае важно, чтобы он и UX-исследователь работали в тандеме, разделяя зоны ответственности. Один фокусируется на бизнес-целях и процессах, другой отвечает за реализацию и удобство интерфейса. UX-исследователь здесь выступает как медиатор и показывает, как бизнес-цели могут быть достигнуты через удобные UX-решения. Например, в Альфа-Банке существует четкое разделение ролей, где Business Product Owner представляет интересы бизнеса, а Product Owner занимается реализацией. Катерина Грог: Поговорим про команду UX-исследователей, ее структуру и роли внутри. Расскажи о своем опыте. Юрий Солодовников: Начинается все с небольшого количества сотрудников, которые выполняют задачи разных подразделений компании. С ростом количества исследований и интерфейсов появляется необходимость в управленческих позициях — наиболее опытные специалисты становятся тимлидами. В дальнейшем команда может разделяться по направлениям бизнеса или каналам, чтобы исследователи глубже погружались в специфику конкретного продукта или сегмента. Важно помнить, что узкая специализация может привести к выгоранию, поэтому менеджер должен следить за состоянием сотрудников и периодически перемещать их между проектами. Когда в команде набирается 30 и более человек, целесообразно создать отдельное подразделение рекрутинга респондентов. Иначе этим будут заниматься исследователи, отвлекаясь от основных задач. Катерина Грог: Кто может стать исследователем? Какой бэкграунд должен быть у человека, какие навыки? Юрий Солодовников: Важно, чтобы у кандидатов был высокий эмоциональный интеллект и навыки общения. Поэтому часто UX-исследователями становятся, например, социологи или психологи. Кроме того, это могут быть дизайнеры со структурным мышлением. Полезно, если исследователь имеет опыт проектирования интерфейсов и может создавать прототипы. Это делает их универсальными специалистами, особенно в небольших компаниях. Рекрутеры, подбирающие респондентов, не обязательно должны быть исследователями, им важно понимать специфику UX. Поэтому часто это полевики — люди с опытом в маркетинговых исследованиях, которые умеют находить нужные группы респондентов по различным критериям. Катерина Грог: Многие думают, что в арсенале UX-исследователей есть какие-то чудо-инструменты. Так ли это и какими софтами пользуется твоя команда? Юрий Солодовников: Как сказала моя сотрудница, самый главный инструмент исследователя — это мозг. И я с ней совершенно согласен. В остальном мы используем доступные решения для хранения и визуализации данных, такие как Excel, Wiki, Notion, Miro и FigJam. Специального инструмента, где при нажатии на одну кнопочку у тебя случается удобное хранение и интерпретация данных вместе с уже отрисованным дизайном, пока не существует. Главной задачей все еще остается систематизация исследований и предотвращение дублирования, что требует внимания со стороны менеджера. Есть процессы, которые можно автоматизировать, например, транскрибацию интервью. В этом случае искусственный интеллект значительно сокращает время на рутинные задачи и позволяет исследователям сосредоточиться на более важных аспектах работы. Однако в крупных организациях могут возникнуть ограничения, связанные с безопасностью данных. Это требует разработки внутренних решений для автоматизации. Катерина Грог: Изменился ли бюджет на проведение цифровой трансформации за последние годы? Юрий Солодовников: В компаниях, уделяющих внимание развитию пользовательского опыта, бюджет на цифровизацию вырос пропорционально росту бизнес-результатов и финансовых показателей. Важно понимать, что прямой корреляции между подобными вложениями и доходами нет. Такие инвестиции накопительны и требуют времени для оценки их эффективности. Однако все компании, развивающие клиентский опыт и UX/UI, становятся лидерами рынка. Подписывайтесь на наши новости в Telegram: https://t.me/idexpert Читайте нас на VK: https://vk.com/idexpert_ru Рейтинг статьи
Оставить комментарий
Материалы по теме:
Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
© 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
|